Блог

Проект "ЗЕРКАЛЬНАЯ СТРУЯ ПАМЯТИ". Очерк первый: "ФОТОГРАФЫ ХАРЬКОВА. ДЕФЕКТЫ ИСТОРИИ".

"Харьков всегда был городом искусств. Самых разных. Интересно, что историю, например, харьковских театров, музыкальных явлений корифеи знают, а вот историю харьковской фотографии знают поменьше. Если сегодня вы откроете интернет и начнете искать в поле истории харьковских фотографов, то откроются многие страницы с предложением фотоуслуг, десятки имен "лучших свадебных фотографов современности", многих других, а вот насчет истории местной фотографии вам могут что-то рассказать лишь несколько публикаций. Вы можете узнать, что в Харькове едва ли не в первом городе российско-украинской империи появились первые ателье, вы узнаете имена первых людей, начавших запечатлевать и увековечивать в снимках портреты известных людей города, позже - и простых людей... Вы узнаете о Федецком и Досекине, об Иваницком и Зайцеве, об уникальном фотографе Данилевском , который умудрился взять себе в подмастерья-ретушеры будущего великого художника-передвижника Крамского. Потрясающая деталь: кажется, именно Данилевский добавил в систему харьковских фотографических генов один удивительный... Мало кто помнит сегодня, что именно Харьков дал деловому подпольному миру целое движение под именем "Набор". Данилевский с помощниками в поисках заказов исколесили всю Украину и Россию, а ходоков (сегодня их назвали бы агентами) тех, кто еще в конце 50-х годов 20 века придумали этот самый "набор", можно было увидеть на всех самых дальних шляхах Советского Союза. Обходя хату за хатой, дом за домом, они брали у людей старые фотографии, чтобы превратить их в большие настенные портреты людей, чью память хотели сохранить в десятках тысяч домов во всей стране. Потом готовую продукцию людям доставляли и передавали в руки. В Харькове работали сотни подпольных лабораторий, где опытные лаборанты превращали старые , часто почти потерявшие изображение "карточки" в настоящие шедевры. Они запросто могли посадить за стол лежавшего на привезенном стареньком фото в гробу человека, могли бы заставить улыбаться даже египетскую мумию... И этот бизнес был одним из знаков того, что Харьков готов к любым социальным переменам и быстрой перестройке на капитализм. Но это в будущем, а пока я хочу вернуться к харьковской фотографии 50-60-х годов, когда был в нашем городе ряд (небольшой, но был!) замечательных фотографов, чьи имена канули в реку Вечности, а жаль... Я не могу в небольшом эссе вспоминать всех, но об одном, совершенно уникальном, должен рассказать.
Был у нас фотограф Павел Дмитриевич Омельяненко, у которого - как ни у одного фотографа в мире! - была своя пожизненная постоянная фотовыставка , и знакомились с нею ежедневно(!!!) сотни людей. Не знаю, как это место выглядит сейчас ( я не был в Харькове 18 лет), но когда-то на Сумской, напротив гастронома, что был на углу возле театра Украинской драмы, находился известный спортивный зал. А у его входа был большой стенд, на котором раз в неделю или чаще Омельяненко выставлял свои свежие фотографии. Он был известным спортивным репортером. Этого не быстрого в движениях, молчаливого человека можно было видеть на любом значительном спортивном событии. Его крошечная лаборатория находилась в этом же здании, и харьковчане, всю жизнь любившие и искренне почитавшие спорт, постоянно толпились у этого вечного стенда Омельяненко, рассматривая его замечательные работы. Повторю с восхищением - у кого еще в мире была или есть своя вечно действующая фотовыставка?!?! И было это именно в Харькове!
Откройте на интернете материалы о знаменитых харьковчанах, и вы найдете там многие сотни имен людей, самых разных, часто почему-то знаменитых ( я обязательно вернусь к важной теме памяти о выдающихся земляках), но к большому сожалению не найдете массу имен, которые в этих списках могли бы стоять первыми или рядом. Говоря о фотографии, хочу вспомнить, что на той же Сумской улице, напротив ювелирного магазина и ресторана "Люкс было знаменитое фотоателье с разными именами по годам, я помню его под именем "Юность" в 60-х годах... Там творили большие мастера потретной съемки, например И. Вышкин, позже - отец и сын Серебрянниковы... Туда невозможно было попасть, всем хотелось иметь на память портреты, сделанные именно тут. Имен этих людей, как и имени Павла Омельяненко вы тоже не найдете в списках известных земляков.
И очень жаль. Память должна быть живой и не угасающей, особенно когда речь идет о тех же мастерах близкой нам с вами фотографии. И если у кого-то сохранились работы хотя бы этих, названных мною мастеров, покажите их, это и будет наш, пусть запоздалый, но искренний салют замечательным мастерам фотографии , живших в те времена, когда Больших Фотографов были считанные единицы и когда ни один из них вовсе не думал о славе, они просто не расставались со своими нехитрыми фотоаппаратами, чтобы оставить людям память - не о себе, а о тех, кто умел ценить Мастерство!
Постскриптум: Я помещаю здесь свой портрет, который считаю лучшим за многие десятилетия, но не сочтите это нескромным, дело тут вовсе не во мне, а в том, что этот снимок был сделан в начале 90-х годов в том самом ателье "Юность" на ул. Сумской 6. И это у меня - единственная память об их чудесных мастерах."
Альфред Тульчинский
(с) Alfred Tulchinsky

(продолжение следует)

Материал размещен с разрешения автора.

Автор фото: Альфред Тульчинский.



1.


Обсудить